Режим работы
с 28 октября по 7 ноября

С 28 октября по 7 ноября мы будем работать удалённо!
Звоните и пишите - мы будем на связи!

+7 (495) 540-50-00

info@metrcons.ru

Офис будет закрыт, как у всех :(
Метрологический консалтинг
WhatsApp
Telegram
+7 (495) 540-50-00
8 800 500-56-61

  info@metrcons.ru
Заказать звонок
г. Москва,
Дмитровское шоссе, д. 27
Аккредитация в ФСА
  • Аккредитация в ФСА «под ключ» в области обеспечения единства измерений
  • Аккредитация на право поверки средств измерений
  • Аккредитация на поверку счетчиков воды
  • Аккредитация на поверку счетчиков газа
  • Аккредитация на поверку счетчиков электрической энергии (электросчетчиков)
  • Аккредитация на поверку тахографов
  • Помощь в прохождении аккредитации (подтверждения компетентности)
  • Устранение замечаний по результатам экспертного заключения, акта экспертизы, акта выездной экспертизы
  • Аккредитация на право калибровки средств измерений
  • Аккредитация на право испытаний СИ в целях утверждения типа
  • Аккредитация на право проведения метрологической экспертизы
  • Аккредитация на право аттестации методик (методов) выполнения измерений
  • Аккредитация метрологических служб
Услуги
  • Помощь в выборе измерительного оборудования
  • Разработка нормативных документов метрологической службы
  • Обучение сотрудников вашей лаборатории
  • Аттестация эталонов единиц величин
  • Составление ТЗ на прохождение аккредитации юридического лица в области обеспечения единства измерений
  • Разработка правил для системы менеджмента качества (СМК)
  • Практическая подготовка метрологов к аккредитации
  • Проведение метрологической экспертизы документации
Каталог
  • Поверочные проливные установки
  • Поверочные проливные установки УППА
Компания
  • О компании
  • Отзывы
  • Реквизиты
Новости
Информация
  • Термины и определения
  • Вопросы и ответы
  • Области применения в сфере государственного регулирования
  • Области измерений и области назначения специальных средств измерений
  • Законодательство в области аккредитации
  • Государственные поверочные схемы
  • Утвержденные типы средств измерений
  • Проведение удаленной оценки
  • Статьи
Контакты
    Метрологический консалтинг
    Аккредитация в ФСА
    • Аккредитация в ФСА «под ключ» в области обеспечения единства измерений
    • Аккредитация на право поверки средств измерений
    • Аккредитация на поверку счетчиков воды
    • Аккредитация на поверку счетчиков газа
    • Аккредитация на поверку счетчиков электрической энергии (электросчетчиков)
    • Аккредитация на поверку тахографов
    • Помощь в прохождении аккредитации (подтверждения компетентности)
    • Устранение замечаний по результатам экспертного заключения, акта экспертизы, акта выездной экспертизы
    • Аккредитация на право калибровки средств измерений
    • Аккредитация на право испытаний СИ в целях утверждения типа
    • Аккредитация на право проведения метрологической экспертизы
    • Аккредитация на право аттестации методик (методов) выполнения измерений
    • Аккредитация метрологических служб
    Услуги
    • Помощь в выборе измерительного оборудования
    • Разработка нормативных документов метрологической службы
    • Обучение сотрудников вашей лаборатории
    • Аттестация эталонов единиц величин
    • Составление ТЗ на прохождение аккредитации юридического лица в области обеспечения единства измерений
    • Разработка правил для системы менеджмента качества (СМК)
    • Практическая подготовка метрологов к аккредитации
    • Проведение метрологической экспертизы документации
    Каталог
    • Поверочные проливные установки
    • Поверочные проливные установки УППА
    Компания
    • О компании
    • Отзывы
    • Реквизиты
    Новости
    Информация
    • Термины и определения
    • Вопросы и ответы
    • Области применения в сфере государственного регулирования
    • Области измерений и области назначения специальных средств измерений
    • Законодательство в области аккредитации
    • Государственные поверочные схемы
    • Утвержденные типы средств измерений
    • Проведение удаленной оценки
    • Статьи
    Контакты
      Метрологический консалтинг
      • Аккредитация в ФСА
        • Назад
        • Аккредитация в ФСА
        • Аккредитация в ФСА «под ключ» в области обеспечения единства измерений
        • Аккредитация на право поверки средств измерений
        • Аккредитация на поверку счетчиков воды
        • Аккредитация на поверку счетчиков газа
        • Аккредитация на поверку счетчиков электрической энергии (электросчетчиков)
        • Аккредитация на поверку тахографов
        • Помощь в прохождении аккредитации (подтверждения компетентности)
        • Устранение замечаний по результатам экспертного заключения, акта экспертизы, акта выездной экспертизы
        • Аккредитация на право калибровки средств измерений
        • Аккредитация на право испытаний СИ в целях утверждения типа
        • Аккредитация на право проведения метрологической экспертизы
        • Аккредитация на право аттестации методик (методов) выполнения измерений
        • Аккредитация метрологических служб
      • Услуги
        • Назад
        • Услуги
        • Помощь в выборе измерительного оборудования
        • Разработка нормативных документов метрологической службы
        • Обучение сотрудников вашей лаборатории
        • Аттестация эталонов единиц величин
        • Составление ТЗ на прохождение аккредитации юридического лица в области обеспечения единства измерений
        • Разработка правил для системы менеджмента качества (СМК)
        • Практическая подготовка метрологов к аккредитации
        • Проведение метрологической экспертизы документации
      • Каталог
        • Назад
        • Каталог
        • Поверочные проливные установки
        • Поверочные проливные установки УППА
      • Компания
        • Назад
        • Компания
        • О компании
        • Отзывы
        • Реквизиты
      • Новости
      • Информация
        • Назад
        • Информация
        • Термины и определения
        • Вопросы и ответы
        • Области применения в сфере государственного регулирования
        • Области измерений и области назначения специальных средств измерений
        • Законодательство в области аккредитации
        • Государственные поверочные схемы
        • Утвержденные типы средств измерений
        • Проведение удаленной оценки
        • Статьи
      • Контакты
      г. Москва,
      Дмитровское шоссе, д. 27
      г. Москва, улица Образцова, дом 31, строение 3, 1 этаж
      info@metrcons.ru
      • Вконтакте
      • Telegram
      • Одноклассники
      • Главная
      • Информация
      • Статьи
      • Государственная система обеспечения единства измерений

      Государственная система обеспечения единства измерений

      Печать DOC PDF

      Проблема повышения точности и достоверности измерительной информации, то есть проблема, которую должна решать метрология и результаты решения которой используют все отрасли хозяйства, была и остается одной из первостепенных государственных задач. Понятие «измерительная информация» охватывает любые данные о количественных характеристиках свойств веществ, материалов, изделий, продукции, процессов, явлений, полученные в результате выполнения измерений.

      На информации, полученной путем измерений, во многом основана деятельность всех органов управления.

      В основе всей метрологической деятельности по решению любых научно-технических и производственных задач лежит единый метрологический постулат. Этим постулатом является единство измерений, т. е. такое состояние процессов получения и использования измерительной информации, при котором измерительная информация (результаты измерений) выражена в установленных единицах (шкалах) и (или) формах и оценены значения показателей ее точности (погрешности).

      Соответственно, метрологическая деятельность, направленная на обеспечение возможности правильного и единообразного определения показателей точности (погрешности) измерительной информации, определяется как «обеспечение единства измерений».

      В соответствии с Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» единство измерений сегодня рассматривается как одно из важнейших условий эффективности исследований и разработок, управления производством и другими объектами, диагностики и лечения болезней, достоверного учета материальных и энергетических ресурсов, контроля качества продукции, условий безопасности труда и охраны окружающей среды, надежности работы связи и транспорта, обороны государства.

      Особенности обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства и в области использования атомной энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      Государственное регулирование процесса обеспечения единства измерений в Российской Федерации осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторгом РФ) и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) в ведении которого находятся 7 федеральных научно исследовательских метрологических институтов, 86 государственных региональных центров метрологии, 7 межрегиональных территориальных управлений.

      Государственная эталонная база содержит 126 государственных первичных эталонов, 312 вторичных эталонов, в том числе 52 военных эталона и около 100 тысяч рабочих эталонов.

      Всего в стране в эксплуатации находится около 1 миллиарда средств измерений.

      На Минпромторг РФ возложена обязанность по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

      Росстандарт выполняет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, осуществлению государственного метрологического надзора, а также по межрегиональной и межотраслевой координации деятельности в области обеспечения единства измерений и взаимодействию в установленном порядке с международными организациями с сфере обеспечения единства измерений.

      Государственная система организационно-методического и правового управления субъектами, нормами, средствами и видами деятельности по обеспечению такого состояния измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью, есть Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ).

      Основная цель ГСИ — создание на межотраслевом уровне правовых, нормативных, организационных, технических и экономических условий, необходимых для решения задач по обеспечению возможности всем отраслям, предприятиям, организациям, исследователям, специалистам во всех сферах деятельности правильно оценивать точность выполняемых ими измерений, а также, что не менее важно, оценивать влияние точности измерений на правильность основанной на результатах измерений информации о свойствах веществ и материалов, о количестве и качестве материальных и энергетических ресурсов, сырья, материалов, полуфабрикатов, продукции, о характеристиках процессов и явлений.

      Определение круга задач, которые должна решать ГСИ для достижения этой цели, требует научного определения метрологических объектов и процессов (видов) деятельности.

      Этот круг объектов и процессов весьма обширен: от фундаментальных физических и химических констант до квалифицированных кадров-метрологов. В то же время эти объекты нельзя считать полностью автоматизированными. Они или взаимосвязаны, или взаимозависимы, и отсюда логически вытекает, что объекты и виды деятельности, являющиеся сущностью ГСИ, представляют собой органическое сочетание как теоретических, так и практических ее аспектов.

      Например, создание таких объектов, как государственные эталоны, требует теоретических изысканий в определении физических констант; функционирование метрологической службы неосуществимо без теоретических организационных разработок и их дальнейшей практической реализации в виде квалифицированных кадров, зданий, оборудования, документации и т. д.

      С учетом ранее сформулированной цели представляется совершенно очевидным, что реализация этой цели возможна, если ГСИ будет рассматриваться как система, включающая в себя правовую, организационную и техническую подсистемы.

      Объединение этих реально существующих элементов в одну систему дало возможность обосновать и увязать рациональные пути и направления развития всех ее составляющих подсистем с единой целью, с единых системных позиций.

      На основании изложенного можно определить следующие основные задачи ГСИ:

      ·        разработка оптимальных принципов управления деятельностью по обеспечению единства измерений;

      ·        установление системы единиц величин и шкал измерений, допускаемых к применению;

      ·        установление основных понятий в области метрологии; унификация их терминов и определений; установление экономически рациональной системы государственных эталонов;

      ·        разработка систем, методов и средств передачи размеров единиц величин от государственных эталонов средствам измерений, применяемым в стране;

      ·        создание и совершенствование вторичных и рабочих эталонов, комплектных поверочных установок и лабораторий;

      ·        регламентация общих метрологических требований к эталонам единиц величин, средствам измерений, методикам выполнения измерений, методикам поверки (калибровки) средств измерений и других требований, соблюдение которых является обязательным;

      ·        разработка и экспертиза разделов метрологического обеспечения федеральных и иных государственных программ, в том числе программ создания и развития производства оборонной техники;

      ·        осуществление государственного метрологического контроля: поверка средств измерений; проведение испытаний в целях утверждения типа средств измерений и стандартных образцов;

      ·        осуществление государственного метрологического надзора: за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм; за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже;

      ·        разработка принципов оптимизации материально-технической и кадровой базы органов Росстандарта;

      ·        аттестация методик выполнения измерений;

      ·        участие в работе международных организаций, деятельность которых связана с обеспечением единства измерений;

      ·        установление совместно с компетентными федеральными органами исполнительной власти порядка определения стоимости (цены) метрологических работ и регулирования тарифов на эти работы;

      ·        организация подготовки и подготовка кадров метрологов;

      ·        информационное обеспечение по вопросам обеспечения единства измерений;

      ·        совершенствование и развитие ГСИ.

       

      Гарантией успешного решения поставленных задач и соответственно надежного функционирования ГСИ является четкое взаимодействие составляющих ее подсистем.

      Правовая подсистема представляет собой комплекс взаимосвязанных законодательных актов и межотраслевых нормативных документов, регламентирующих общие правила и нормы в метрологии, государственные поверочные схемы, методики поверки (калибровки) и методики выполнения измерений.

      В сфере правовой подсистемы ГСИ по-прежнему превалирует тенденция регламентации и принятия метрологических положений и норм в виде документов с рекомендательным статусом (естественно, в тех случаях, когда единственно важной, необходимой и обязательной устанавливается какая - либо цель, а способы и средства ее достижения могут иметь альтернативный характер).

      При этом в основу закладывается принцип: документы метрологии должны быть такими, чтобы их несоблюдение было невыгодным ни отдельным лицам, ни предприятиям, ни отраслям, ни государству в целом.

      Комплекс метрологических документов основан на принципах и тесно взаимосвязан с Государственной системой стандартизации, которая определяет порядок планирования, разработки, внедрения документов, структуру их построения и содержания.

      Документы ГСИ также взаимосвязаны со стандартами ЕСКД и ЕСТПП. В свою очередь, нормы и требования, установленные в метрологических документах, должны учитываться в этих системах.

      Метрологические правила и нормы должны учитываться и при разработке технических регламентов в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

      Основополагающими документами являются Закон РФ «Об обеспечении единства измерений», постановления Правительства РФ по вопросам метрологии, ГОСТ Р 8.000—2015 «Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения», а также ряд нормативно-правовых актов по метрологии, зарегистрированных Минюстом России.

      Нормативная база в области обеспечения единства измерений является по сути документальной, то есть узаконенной формой как любых аспектов метрологической деятельности (поверки средств измерений, испытаний средств измерений в целях утверждения типа, калибровки средств измерений и т.д.), так и материальных метрологический объектов (государственных и рабочих эталонов, стандартных образцов и т. п.).

      Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» установил, что нормативные документы по обеспечению единства измерений — национальные стандарты, применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, положения, инструкции и рекомендации. Закон определил также, что нормативные документы по обеспечению единства измерений, устанавливающие метрологические правила и нормы и имеющие обязательную силу на территории РФ, утверждает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. При этом допускается утверждение нормативных документов по обеспечению единства измерений Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, несущими ответственность за применение указанных документов в порученных им сферах управления.

      Основными объектами регламентации в области обеспечения единства измерений являются общие, основополагающие метрологические нормы и правила, государственные поверочные схемы (ГПС), методики поверки средств измерений (МП) и методики выполнения измерений (МВИ). Основополагающие нормативные документы ГСИ охватывают полную сферу метрологической деятельности и устанавливают: совокупность узаконенных единиц величин и шкал измерений; терминологию в области метрологии; требования к воспроизведению и передаче размеров единиц величин и шкал измерений; способы и формы представления результатов измерений и характеристик их погрешности; методы оценивания погрешности и неопределенности измерений; требования к методикам выполнения измерений, порядку их разработки и аттестации; комплексы номинируемых метрологических характеристик средств измерений; методы установления и корректировки межповерочных (рекомендуемых межкалибровочных) интервалов; правила проведения испытаний в целях утверждения типа средств измерений и стандартных образцов, типовые задачи, правила и обязанности метрологических служб федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц; порядок аккредитации метрологических служб по различным направлениям метрологической деятельности; термины и определения по видам измерений.

      Нормативные документы на государственные поверочные схемы устанавливают состав и метрологические характеристики государственных эталонов или установок высшей точности, а также методы и средства (вторичные и рабочие эталоны) передачи размера единиц величин – с указанием их кратких метрологических характеристик – рабочим средствам измерений. Нормативные документы на государственные поверочные схемы определяют оптимальный порядок передачи размера единиц.

               В нормативных документах на методики поверки средств измерений включают описания методов и средств поверки, условий и алгоритмов ее проведения, обработки результатов измерений, способов оформления результатов поверки. Массив таких нормативных документов наиболее объемен (более 80% от общего количества нормативных документов по обеспечению единства измерений).

      Нормативные документы на методики выполнения измерений предназначены для определения с гарантированной точностью значений величин: параметров и характеристик продукции, материалов, технологических процессов и т.д. Нормативные документы на методики выполнения измерений устанавливают нормы погрешности измерений, методы средства и условия проведения измерений, а также обработку их результатов.

      Информация о вновь утвержденных (принятых), отмененных и замененных нормативных документах по обеспечению единства измерении, а также о внесении изменений в них публикуется в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и ежегодном указателе «Нормативные документы в области метрологии».

      Организационная подсистема Государственной системы обеспечения единства измерений - совокупность подразделений Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, осуществляющих функции по обеспечению единства измерений. К ним относятся государственные научные метрологические центры и органы Государственной метрологической службы, территориальные органы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

      Государственная система обеспечения единства измерений включает в свой состав функциональные системы: Государственную службу времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), Государственную службу стандартных образцов (ГССО), Государственную службу стандартных справочных данных (ГСССД).

      Кроме того, федеральные органы исполнительной власти и юридические лица создают собственные метрологические службы (не входящие в состав ГМС), чья деятельность направлена на обеспечение единства и требуемой точности измерений при исследованиях, разработке, производстве, испытаниях, контроле, эксплуатации и ремонте продукции.

      Для повышения эффективности организационной подсистемы упомянутые выше общие направления деятельности по обеспечению единства измерений реализуются частичной передачей ряда ранее только государственных функций аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

      Сохраняя за собой основные функции государственного управления деятельностью по обеспечению единства измерений, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии может передавать (и передает) право выполнения некоторых других государственных функций метрологическим службам федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц. К числу таких функций относятся прежде всего испытания в целях утверждения типа средств измерений и стандартных образцов (ранее — государственные испытания) и поверка (ранее — государственная поверка) средств измерений, входящие в сферу государственного метрологического контроля и надзора.

      Техническую подсистему и ее основу составляют государственные эталоны, установки высшей точности, рабочие эталоны всех разрядов, стандартные образцы и испытательное оборудование, необходимые для осуществления метрологического контроля и надзора.

      Повышение точности, расширение диапазонов воспроизведения единиц величин были, есть и будут первостепенными задачами совершенствования массива государственных эталонов.

      Необходимо подчеркнуть, что эти подсистемы реально функционируют уже в течение многих десятилетий.

      Важная задача в развитии технической подсистемы — создание государственных эталонов взамен тех, которые после распада СССР остались за рубежом. Государственная эталонная база содержит 126 государственных первичных эталонов, 312 вторичных эталонов, в том числе 52 военных эталона и около 100 тысяч рабочих эталонов.

      Тем не менее следует отметить, что эффективность функционирования перечисленных подсистем может и должна быть повышена. Реальным путем повышения эффективности является укрепление взаимосвязей между подсистемами, дальнейшее их развитие.

      Таким образом, правовая, организационная, научная и практическая деятельность по обеспечению единства измерений, осуществляемая государственными научными метрологическими институтами и государственными региональными центрами метрологии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, а также метрологическими службами организаций и предприятий других министерств и ведомств, обеспечивает высокую дееспособность Государственной системы обеспечения единства измерений.


      Теги
      единство измерений РОССТАНДАРТ методика
      Назад к списку Следующая статья
      Категории
      • Аккредитация в области обеспечения единства измерений3
      • Законодательная метрология7
      • Единицы величин1
      • Система менеджмента качества2
      • Персонал метрологической службы2
      • Требования к помещениям3
      • Измерения и их погрешности2
      • Средства измерений и их погрешности1
      • Эталоны6
      • Испытания средств измерений и стандартных образцов в целях утверждения типа2
      • Метрологическая экспертиза. Аттестация методик (методов) измерений4
      • Поверка и калибровка средств измерений3
      • Испытательное оборудование5
      Это интересно
      • Федеральный государственный метрологический надзор
        Федеральный государственный метрологический надзор
      • Международное и межгосударственное сотрудничество в области метрологии
        Международное и межгосударственное сотрудничество в области метрологии
      • Международная метрологическая система
        Международная метрологическая система
      • Обеспечение единства измерений
        Обеспечение единства измерений
      • Единство и прослеживаемость измерений
        Единство и прослеживаемость измерений
      • Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений»
        Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений»
      Облако тегов
      102-ФЗ 412-ФЗ аккредитация аттестация аттестация методик аттестация поверителей аттестация эталонов виды измерений ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 государственные поверочные схемы документы единицы величин единство измерений измерения испытание средств измерения испытания испытательная лаборатория калибровка калибровочная лаборатория классификация классификация эталонов компетентность локальные поверочные схемы международная система международное сотрудничество методика методы измерений методы поверки метрологическая экспертиза метрологический надзор метрология Минпромторг номенклатура оборудование образец организация рабочего места оценка времени выполнения операции поверители поверка погрешности помещения порядок аттестации пп-653 правила примеры приставки для образования прослеживаемость измерений Разъяснение Росаккредитации РОССТАНДАРТ Росстандарт система менеджмента качества СМК сотрудники средства измерений стандартные образцы требования утверждение типа экспертиза эталоны эталоны единиц величин
      © 2023 ООО "Метрологический консалтинг". Аккредитация на право поверки средств измерений.
      Версия для печати
      Наши контакты

      8 800 500-56-61
      +7 (495) 540-50-00
      info@metrcons.ru
      г. Москва,
      Дмитровское шоссе, д. 27
      г. Москва, улица Образцова, дом 31, строение 3, 1 этаж
      Оставайтесь на связи
      Создание и продвижение сайта — adrv.ru
      3.236.207.90