Международное сотрудничество в области метрологии может быть межправительственным, на уровне неправительственных организаций, на региональной основе. Россия участвует во всех видах сотрудничества.
Исторически первым наиболее важным международным документом в области метрологии стала Метрическая конвенция, подписанная 20 мая 1875 г. семнадцатью государствами, в том числе и Россией. В настоящее время к Метрической конвенции присоединилось 48 стран мира, а 20 мая отмечается международный праздник – Всемирный день метрологии.
Для реализации задач, определенных Метрической конвенцией, было принято решение о проведении каждые 4 года Генеральной конференции по мерам и весам (ГКВМ), ежегодных заседаний Международного комитета мер и весов (МКМВ), о создании постоянно действующего органа – Международного бюро мер и весов (МБМВ) в г. Севр (Франция). Организационная структура реализации Метрической конвенции показана на рисунке 1.
Основные задачи Международного бюро мер и весов:
1) Внедрение Международной системы единиц;
2) Создание, совершенствование, хранение и применение международных эталонов;
3) Координация работ по международным сличениям национальных эталонов.
Международный комитет мер и весов осуществляет так же руководство деятельностью Консультативных комитетов по определению единиц (ККОЕ):
1) Длины;
2) Массы;
3) Времени;
4) Электрических величин;
5) Фотометрии и радиометрии;
6) Ионизирующих излучений;
7) Химических величин.
Важное значение в развитии международного сотрудничества в области метрологии имеет деятельность Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ).
Целью Международной организации законодательной метрологии является создание необходимого сотрудничества в области законодательной метрологии в международных интересах.
Главные задачи Международной организации законодательной метрологии:
· гармонизация метрологических требований стран, входящих в МОЗМ;
· способствовать глобальному признанию метрологии как важной инфраструктуры для научного, промышленного, и экономического сотрудничества;
· содействовать развитию законодательной метрологии как важного способа установления и обеспечения необходимых уровней доверия к результатам измерений во всех сферах общественных интересов, включая торговлю, здравоохранение, безопасность и окружающую среду;
· устранять технические барьеры в торговле, возникающие из-за несогласованных правил национальной метрологии или из-за несогласованных методик применение гармонизированных правил.
Стратегия МОЗМ включает общие действия для принятия решений по политике и технической стратегии, направленные на разработку и применение международных рекомендаций и документов МОЗМ.
Основные виды деятельности Международной организации законодательной метрологии:
1) Международные рекомендации;
2) Международные документы и другие публикации;
3) Система сертификатов МОЗМ;
4) Семинары и обучение;
5) Распространение информации.
Международная организация законодательной метрологии создана в 1955 г. путем подписания договора-конвенции о ее утверждении. В состав МОЗМ входят: государства-члены МОЗМ (ратифицируют конвенцию и активно учувствуют в работе МОЗМ), члены-корреспонденты МОЗМ (получают информацию о результатах работы). В настоящее время МОЗМ объединяет более 80 государств. На рисунке 2 показана организационная структура МОЗМ.
Высшим органом является конференция МОЗМ. В работе конференций, которые проводятся в 4 года, принимают участие официальные делегации государств-членов МОЗМ и наблюдатели (члены-корреспонденты МОЗМ и связанные с МОЗМ международные и региональные организации).
Конференция Международной организации законодательной метрологии:
1) Определяет генеральную политику МОЗМ;
2) Утверждает международные рекомендации (в соответствии с правилами стандартизации рассматриваются как международные стандарты);
3) Принимает бюджет МОЗМ.
Руководящим органом Международной организации законодательной метрологии является Международные комитет законодательной метрологии (МКЗМ), который собирается ежегодно. В него входят по одному представителю от каждого государства-члена МОЗМ. Избранный президент и два вице- президента составляют ядро президентского совета.
Основные функции Международного комитета законодательной метрологии:
1) Отвечает за подготовку и практического внедрение решений конференций;
2) Осуществляет надзор за технической деятельностью (технических комитетов и подкомитетов) и административной деятельностью (Международного бюро законодательной метрологии);
3) Отвечает за утверждение проектов международных рекомендаций (МР) и международных документов (МД) для срочной публикации;
4) Контролирует сотрудничество с другими организациями.
Международное бюро законодательной метрологии (МБЗМ), являющееся постоянным секретариатом МОЗМ, находится в Париже.
Основные задачи Международного бюро законодательной метрологии (МБЗМ):
1) Подготовка конференций МОЗМ и заседаний МКЗМ;
2) Издание МР, МД и других публикаций;
3) Ежеквартальное издание Бюллетеня МОЗМ;
4) Контроль за деятельностью ТК и ПК, разработка рабочих документов;
5) Установление связей с соответствующими международными и региональными организациями;
6) Организация различных технических семинаров и участие в них;
7) Регистрация сертификатов МОЗМ;
8) Распространение и продажа всех публикаций МОЗМ, развитие и пропаганда политики МОЗМ по внутренним и внешним связям;
9) Осуществление функций основного информационного центра МОЗМ.
Технические комитеты и подкомитеты (ТК и ПК) отвечают за разработку международных рекомендаций и международных документов. Каждый ТК и ПК имеет: секретариат, который ведет добровольно государство-член МОЗМ; участников и наблюдателей из числа государств-членов МОЗМ; наблюдателей, представляющих связи с международными и региональными организациями.
Совет по развивающимся странам осуществляет в отношении этих стран следующую деятельность:
1) Подготавливает специальные публикации по вопросам планирования и оснащения метрологических лабораторий;
2) Устанавливает контакты с государствами-членами МОЗМ и специализированными организациями с целью определения необходимого финансового и технического содействия для их развития;
3) Организует проведение учебных курсов для инженеров и специалистов по метрологии из развивающихся стран.
Основные международные документы Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ):
1) МД 1, издание 2005 г. «Элементы закона по метрологии»;
2) МД 2, издание 1999 г. «Узаконенные (Официально допущенные к применению) единицы измерений»;
3) МД 5, издание 1982 г. «Принципы создания иерархических схем для средств измерений»;
4) МД 9, издание 2004 г. «Принципы метрологического надзора»;
5) МД 13, издание 1986 г. «Руководящие указания по составлению двух- или многосторонних договоренностей о признании: результаты испытаний, утверждений типов, поверок»;
6) МД 14, издание 2004 г. «Обучение и квалификация кадров по законодательной метрологии»;
7) МД 16, издание 1986 г. «Принципы обеспечения метрологического контроля»;
8) МД 19, издание 1988 г. «Испытания и утверждение типов средств измерений»;
9) МД 27, издание 2001 г. «Первичная поверка средств измерений с использованием системы управления качеством изготовителя»;
10) МД 30, издание 2008 г. «Руководство по применению ИСО/МЭК 17025 для оценки испытательных лабораторий, связанных с законодательной метрологией».
Международная организация по стандартизации (ИСО, ISO – International organization for standardization), созданная в 1946 г., в настоящее время объединяют более 120 государств.
Международная организация по стандартизации является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитеты – члены ИСО). Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах.
Главная задача ИСО – содействие развитию:
· стандартизации, метрологии, и сертификации с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами;
· сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.
Особое значение имеют стандарты ИСО серии 9000. В них отражен концентрированный международный опыт по управлению качеством продукции на предприятиях. В зарубежной практике стандарты ИСО серии 9000 находят все большее применение при заключении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества продукции у поставщика. В настоящее время проводится работа по применению этих стандартов в нашей стране посредством комплекса национальных документов. При разработке этих документов учитывается накопленный в отечественной промышленности опыт, действующие в стране законодательство и нормативно - технические документы в данной области.
В мировой практике и в нашей стране также широко применяются стандарты ИСО серии 14000 по охране окружающей среды.
Международная электротехническая комиссия (МЭК).
Основные направления деятельности МЭК:
1) Стандартизация в области электротехнике, электроники, радиосвязи, приборостроения;
2) Разработка (совместно с ИСО) Руководств ИСО/МЭК и Директив ИСО/ МЭК (по актуальным вопросам стандартизации, сертификации, аккредитации испытательных лабораторий и методическим аспектам);
3) Сертификация изделий по профилю деятельности.
Следует сказать также о деятельности ряда региональных организаций, среди которых:
· Европейское сотрудничество в области законодательной метрологии (European Cooperation in Legal Metrology – WELMEC);
· Европейский комитет по стандартизации (European Committee for Standardization – CEN);
· Европейское сотрудничество по эталонам (EUROMET – European Collaboration on Measurement Standards);
· Азиатско-Тихоокеанский форум по законодательной метрологии (APLMF – Asia-Pacific Legal Metrology Forum).
Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС).
Для стран Содружества независимых государств (СНГ) установление единых метрологических требований, правил и норм имеет первоочередное значение для восстановления нарушенных связей, развития торговли на основе рыночных отношений.
Важным шагом в этом направлении явилось подписанное в Москве 13 марта 1992 г. главами государств «Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации» (генеральное Соглашение).
Для решения определенных данным Соглашением задач был организован МГС, заседания которого проводятся не реже 2 раз в год и в работе которого принимают участие делегации, возглавляемые руководителями уполномоченных органов по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ. Межгосударственным советом создано Бюро по стандартам, местопребывания которого является г. Минск (Республика Беларусь).
Председательство в МГС осуществляется поочередно каждым из государств – участников Соглашения в лице его председателей на основе принципа ротации на срок не более одного года. Председатель руководит заседаниями МГС и организует его работу в период между заседаниями. Предшествующий председатель МГС является его сопредседателем на каждый новый срок.
Во исполнение генерального Соглашения принят ряд соглашений, относящихся к конкретным направлениям деятельности:
· «Соглашение о взаимном признании результатов государственных испытаний и утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, а также результатов аккредитации лабораторий, осуществляющих испытаний, поверку или калибровку средств измерений»;
· «Соглашение о сотрудничестве по обеспечению единства измерений времени и частоты»;
· «Соглашение о сотрудничестве по созданию и применению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов»;
· «Соглашение о сотрудничестве по созданию и использованию данных о физических константах и свойствах веществ и материалов».
Важное значение для развития межгосударственного сотрудничества имеют документы, принятые в развитии «Соглашение о взаимном признании результатов государственных испытаний и утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, а также результатов аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку и калибровку средств измерений»:
· «Порядок признания результатов государственных испытаний и утверждения типа средств измерений между странами, подписавшими Соглашение»;
· «Порядок признания результатов поверки средств измерений»;
· «Порядок взаимного признания аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку или калибровку средств измерений».
Эти документы устанавливают общие положения, условия и процедуры взаимного признания результатов государственных испытаний и утверждение типа, а также поверки средств измерений, проводимых в государствах – участниках Соглашения, и аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку или калибровку средств измерений.
При разработке нормативной документации государственного уровня необходимо обратить внимание на то, что происходящий в стране переход на рыночную экономику обусловливает необходимость сближения отечественной метрологии с зарубежной практикой. Однако прямое применение международных метрологический документов в настоящее время далеко не всегда возможно. Поэтому их ведение в действие в стране осуществляется одним из следующих способов: разработка отечественного документа, напрямую устанавливающего правила, нормы, положения и требования, регламентированные в зарубежных документах; установление в отечественном документе различных норм, правил, и требований, соответствующих международным документам и имеющимся на сегодня отечественным научно-техническим достижениям; регламентации в отечественном документе поэтапного внедрения тех или иных метрологических правил и требований, предусматривающего переход к более высокому уровню требований.
Основной целью применения в нашей стране международного опыта при разработке метрологической документации является реализация следующих принципов: количество обязательных метрологических норм и требований устанавливается минимальным, причем эти нормы закрепляются в законодательных актах правительств или документах, на которые имеются ссылки в этих актах; разработка различного рода документов проводится за рубежом преимущественно группами компетентных специалистов, представляющими как государственные учреждения, так и иные организации; изготовление продукции, осуществление любой деятельности по действующим в стране документам повышает как стоимость, так и конкурентоспособность продукции или услуг. При разработке нормативной документации необходимо максимально учесть положения и правила международных метрологических документов.
Особенность формирования комплекса нормативной документации межгосударственного уровня состоит в использовании в качестве межгосударственных национальных документов государств – участников Соглашения, отвечающих современным требованиям.
Основными направлениями работ в области международного и межгосударственного сотрудничества являются:
· участие и защита интересов России в деятельности международных и региональных организаций по стандартизации, метрологии и сертификации;
· обеспечение ведущей роли в России в деятельности по межгосударственной стандартизации, метрологии и сертификации в рамках СНГ;
· обеспечение участия России во Всемирной торговой организации (ВТО);
· гармонизация национальных стандартов Российской Федерации, правил, и процедур подтверждения соответствия продукции услуг установленным требованиям с признанными международными стандартами, правилами и процедурами;
· защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности;
· повышение конкурентоспособности отечественной продукции, расширение экспорта продукции и услуг;
· выполнение международных обязательств и повышение авторитета в России на международной арене.